Заключение экспертной комиссии о благоустройстве и оснащении питание в школе
о мерах по совершенствованию
деятельности в сфере сохранения и укрепления здоровья обучающихся
Гостевая книга
Персональный форум
Полезные ссылки
Друзья сайта
Музыкальный альбом
инклюзивное образование:
Инклюзивное
(франц. inclusif – включающий в себя, от лат. include – заключаю,
включаю) или включенное образование – термин, используемый для
описания процесса обучения детей с особыми потребностями в
общеобразовательных (массовых) школах. В основу инклюзивного образования
положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая
обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия
для детей, имеющих особые образовательные потребности. Инклюзивное
образование – процесс развития общего образования, который подразумевает
доступность образования для всех, в плане приспособления к различным
нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с
особыми потребностями.
Восемь принципов инклюзивного
образования:
1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
2. Каждый человек способен чувствовать и думать;
3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть
услышанным;
4. Все люди нуждаются друг в друге;
5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте
реальных взаимоотношений;
6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том,
что они могут делать, чем в том, что не могут;
8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
На
сегодняшний день в большинстве западных стран сложился определенный
консенсус относительно важности интеграции детей-инвалидов.
Государственные, муниципальные и школы получают бюджетное финансирование
на детей с особыми потребностями, и, соответственно, заинтересованы в
увеличении числа учащихся, официально зарегистрированных как инвалиды.
Положения об инклюзивном образовании включены в Конвенцию ООН «О правах
инвалидов», одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 13 декабря 2006 года.
Текущее российское законодательство в области инклюзивного образования
На сегодняшний день инклюзивное образование на территории РФ
регулируется Конституцией РФ, федеральным законом «Об образовании»,
федеральным законом «О социальной защите инвалидов в РФ», а также
Конвенцией о правах ребенка и Протоколом №1 Европейской конвенции о
защите прав человека и основных свобод.
В 2008 году Россия подписала Конвенцию ООН «О правах инвалидов». В
статье двадцать четвертой Конвенции говорится том, что в целях
реализации права на образование государства-участники должны обеспечить
инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни
человека.
Инклюзивные сообщества:
• Быть инклюзивным означает искать пути для всех детей быть вместе
во время обучения (включая детей с инвалидностью)
•Инклюзия –это принадлежность к сообществу (группе друзей, школе,
тому месту, где живем)
Инклюзия
означает раскрытие каждого ученика с помощью образовательной
программы,
которая достаточно сложна,но соответствует его способностям.
Инклюзияучитывает потребности, также как и специальные условия и
поддержку,
необходимые ученику и учителям для достижения успеха.
В
инклюзивной школе каждого принимают и считают важным членом
коллектива
Ученика со специальными потребностями поддерживают сверстники и
другие члены школьного сообщества для удовлетворения его специальных
образовательных потребностей.
В
процесс создания инклюзивной школы включаются и учителя и
администрация
Включайте родителей
Сформируйте понимание инвалидности у работников (школы, детского
сада) и учеников
Обучайте весь персонал школы (включая охранников, поваров и т.п.)
Неверные представления об инклюзии:
Представление что присутствие в школе само по себе достаточно
Представление, что нормально бросать в воду не умеющего плавать
Фокусирование не на целях, а на действиях
Когда
основной направленностью услуг является обучение программе,
а не удовлетворение индивидуальных образовательных потребностей
ребенка
Представление, что молчаливое сидение – это нормальная альтернатива
участию
Существующие барьеры:
Архитектурная недоступность школ
Дети
с особыми образовательными потребностями часто признаются
необучаемыми
Большинство учителей и директоров массовых школ недостаточно знают о
проблемах инвалидности и не готовы к включению детей- инвалидов в
процесс обучения в классах
Родители детей инвалидов не знают, как отстаивать права детей на
образование и испытывают страх перед системой образования и
социальной поддержки
Законодательные ресурсы:
Конституция Российской Федерации
Закон
Российской Федерации «Об образовании» от 12 июля 1992 г. № 3266-1
Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской
Федерации» от 24 ноября 1995 г. № 181-Ф
Протокол № 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод
Конвенция о правах ребенка
Правила инклюзивной школы
Все
ученики равны в школьном сообществе
Все
ученики имеют равный доступ к процессу обучения в течение дня
У
всех учеников должны быть равные возможности для установления и
развития важных социальных связей
Планируется и проводится эффективное обучение
Работники, вовлеченные в процесс обучения, обучены стратегиям и
процедурам облегчающим процесс включения, т.е. социальную интеграцию
среди сверстников,
Программа и процесс обучения учитывает потребности каждого ученика
Семьи
активно участвуют в жизни школы
Вовлеченные работники настроены позитивно и понимают свои
обязанности
Принципы формирования индивидуальной программы обучения:
Подходит для всех учеников – не только для учеников с инвалидностью
Средство приспособления к широкому кругу возможностей ученика
Способ выразить принятие и уважение индивидуальных особенностей
обучения
Применимость ко всем составным частям программы и привычной манере
поведения в классе
Обязанность всех работников, вовлеченных в процесс обучения
Наиболее вероятное повышение успешности ученика
Обычный учитель может быть успешен при условии, если:
он
достаточно гибок,
ему
интересны трудности и он готов пробовать разные подходы
он
уважает индивидуальные различия
он
может слушать и применять рекомендации других членов команды
он
чувствует себя уверенно в присутствии другого взрослого в классе
он
согласен работать с другими учителями в одной команде
Результаты инклюзии:
У
учеников есть возможность для значимого, активного и постоянного
участия во всех мероприятиях общеобразовательного процесса
Адаптация как можно менее навязчива и не содействует выработке
стереотипов
Мероприятия направлены на включение ученика, но достаточно для него
сложны
Индивидуальная помощь не отделяет, не изолирует ученика
Появляются возможности для обобщения и передачи навыков
Педагоги общего и специального преподавания делят обязанности в
планировании, проведении и оценке уроков
Существуют процедуры оценки эффективности
В заключение:
Инклюзивные сообщества включают:
Изменение взглядов в целом
Разнообразие включает каждого
Необходимость начать раньше, чтобы изменить убеждения
Чем раньше освоено поведение, тем лучше оно запоминается
Возможность для каждого быть успешным
Социальные изменения:
Создание сообщества, в котором каждый считает свой вклад важным
Создание сообщества, в котором партнеры работают вместе
Начните с вашего маленького сообщество – и вы увидите результат
ваших стараний по мере распространения вашего опыта
Действие отличается от убеждений и теории!
Подсказки родителям,
воспитывающим детей с ограниченными возможностями
Уважаемые родители!
Предпринимая эти шаги, Вы поможете себе и своему ребенку.
·
Помните, вы не одиноки.
·
Обращайтесь за поддержкой и помощью к другим людям, попавшим в подобную
ситуацию.
·
Разговаривайте со своими друзьями, обращайтесь к ним за эмоциональной
поддержкой.
·
Опирайтесь на позитивные источники в своей жизни.
·
Живите сегодняшним днем - страх будущего парализует силы.
·
Ищите точную информацию. Задавая вопросы, Вы делаете первый шаг к
пониманию Вашего ребенка.
·Не
будьте робкими в присутствии специалиста, участвующего в воспитании и
лечении Вашего ребенка.
·Не
бойтесь показать свои эмоции, слабости, - проявление чувств не отрицает
наличие силы.
·
Сдерживайтесь, учитесь совладать со своим гневом, - он истощает,
разрывает контакты, убивает инициативу.
·
Примите благодарную установку.
·
Сохраняйте позитивный взгляд на мир, помните, во всем есть позитивные
стороны.
·
Принимайте жизнь такой, какова она есть, учитесь различать, какие вещи
можно изменить, а какие нет.
·
Найдите программы для обучения Вашего ребенка. Ознакомьте с ними всех
членов семьи.
·
Заботьтесь о себе: уделяйте себе время, устраивайте себе полноценный
отдых, старайтесь нормально питаться.
·
Избегайте жалости к себе и ребенку, ищите тех, кто действительно
понимает Вас.
·
Помните, Вашему ребенку и Вам нужна поддержка, а не жалость.
·По
возможности сохраняйте привычный образ жизни.
·
Помните, что это Ваш ребенок, его специфическое развитие не делает его
менее ценным и важным, чем он уже есть.